Рекомендовано для лиц старше 16 лет
25.02.2014

Наши богатства – люди и ресурсы

Губернатор Забайкальского края Константин Ильковский обозначил факторы, которые позволят превратить Сибирь в территорию роста и развития.

Важнейшие из них - демография и инфраструктура.

 

Ильковский

 

 

– Константин Константинович, какие механизмы привлечения инвестиций в развитие Сибири вы видите наиболее эффективными в связи с заявленной концепцией Красноярского экономического форума: «Россия – новые источники роста»?

– По моему мнению, одним из самых эффективных инструментов привлечения инвестиций в свете этой тематики станет деятельность по созданию на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири сети специальных территорий опережающего экономического развития – с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Считаю, что для новых предприятий, размещенных в таких зонах, должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ, налогу на землю, имущество, а для высокотехнологичных производств – льготная ставка страховых взносов.

Уже поставлена задача создать на таких территориях условия ведения бизнеса, которые могли бы конкурировать с условиями в ключевых деловых центрах АТР, включая упрощение разрешительных процедур в строительстве, подключении к энергосетям, прохождении таможенного контроля. Эти меры будут не просто новым источником роста, они станут прорывом в развитии всего макрорегиона.

Однако необходимо понимать, что, кроме указанных территорий опережающего экономического развития, потребуется развивать и другие территории макрорегиона, и здесь необходимо делать ставку на малый и средний бизнес. Отличной мерой может стать установление двухлетних налоговых каникул для новых малых предприятий, работающих в производственной, социальной и инновационной сферах. Возможно также предоставление налоговых льгот или полное освобождение от их уплаты организаций, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона и осуществляющих инвестиционную деятельность, с компенсацией выпадающих доходов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Как вариант, для организаций, инвестирующих средства в инфраструктурные проекты, необходимо предусмотреть механизм освобождения от налогов на сумму вложений, произведенных ими в общую инфраструктуру. Можно в ускоренном темпе оформлять земельные участки для реализации особо значимых инвестиционных проектов, создавать инфраструктурные объекты за счет средств федерального бюджета.
И мы знаем, что подобные инструменты вскоре будут задействованы на территории Дальнего Востока и Восточной Сибири, в этом нас заверил Владимир Путин в своем недавнем послании.

А вот если смотреть на источники, то они для любого времени неизменны, это наши богатства – люди и ресурсы, нам просто необходимы условия для их эффективного использования.

– Как вы считаете, может ли ускоренное развитие Сибири стать точкой роста для экономики всей страны? Что необходимо для этого сделать?

– Ответ однозначный – может. Я бы даже сказал, не точкой, а территорией, драйвером роста. Уже сегодня доля регионов Сибири составляет 8,6 % в валовом внутреннем продукте России. При этом территория Сибири больше второго по величине площади в мире государства – Канады. Сибирская земля содержит огромные запасы угля, нефти, газа, торфа, руд черных и цветных металлов, минералов. Потенциал Сибири включает лесные, водные, земельные ресурсы.

И все-таки потенциал – понятие условное. Наши усилия должны концентрироваться на его реализации, на решении задач эффективного вовлечения в экономику природных ресурсов.

Особенно актуально это сегодня, когда все мы, возможно, впервые в истории живем в условиях жесткой конкуренции на мировых сырьевых, товарных и иных рынках. Интеграционные процессы предлагают различные варианты создания глобального мира, в том числе евразийской интеграции. И Сибирь, как мост между Европой и стремительно развивающимися странами Юго-Восточной Азии, может и должна занять достойное место.

И Забайкальскому краю, я уверен, здесь исторически отведена значимая роль. Напомню, подписание Нерчинского договора о границе с империей Цин в 1689 году завершило историю масштабного расширения российских владений в Сибири и дало старт ее освоению. Значимость мощного природно–ресурсного потенциала края будет все более возрастать по мере исчерпывания мировых запасов на активно разрабатываемых месторождениях.

Что же для этого необходимо? Евразийская стратегия России должна опираться на реализацию глобальных инфраструктурных проектов и решать задачу преодоления демографических дисбалансов. Ни для кого не секрет: миграционный отток населения с территории Сибири сейчас – это прежде всего наиболее трудоспособное, активное население, образованная, целеустремленная молодежь. А Сибири нужны люди – как для обеспечения стратегической безопасности России, так и для развития экономики. При этом просто «трудовые ресурсы» – люди без опыта работы, квалификации – новой Сибири не пригодятся. Нужны подготовленные специалисты, готовые в Сибири жить, «пустить корни». Формирование на федеральном уровне стимулов, финансовых механизмов привлечения и закрепления населения, несомненно, может дать свои результаты. Исторические примеры этому есть: в конце XIX – начале XX века в результате столыпинской аграрной реформы (1896–1914 годы) в Сибирь переселилось более 4 миллионов человек.

Еще один ключевой аспект макроэкономического равновесия – развитие инфраструктуры. Огромные территории Сибири, которые когда-то настораживали и пугали переселенцев, требуют транспортной связанности. Проекты развития БАМа, Транссиба, увеличение объемов дорожного строительства названы президентом страны в числе важнейших приоритетов. Отдельные вопросы – развитие энергетической, телекоммуникационной, социальной инфраструктуры, газификация территорий.

Несомненно, разрывы внутриотраслевых и межотраслевых связей на постсоветском пространстве серьезно сказались на конкурентоспособности экономики регионов Сибири, в том числе Забайкальского края. Вызов текущего периода – удешевление сырьевых ресурсов на мировых рынках. Таковы социально-экономические реалии. Нашим ответом вызовам должен стать переход от традиционно сырьевой экономики Сибири к инновационно ориентированной. На фоне неблагоприятной внешней конъюнктуры особенно значимым становится повышение инвестиционной привлекательности территорий. Основа для этого есть – приняты программные документы федерального уровня, ряд поручений дал Владимир Путин. Вносятся изменения в законодательство, направленные на стимулирование инвестиционных процессов. Мы понимаем, как высока цена доверия бизнеса, и ставим перед собой серьезные задачи эффективного взаимодействия в данной сфере. Разумеется, стратегические управленческие решения должны приниматься при наличии убедительных аргументов.

– Какие темы Красноярского экономического форума вы считаете наиболее актуальными для вас и для развития Забайкальского края?

– Более предметно можно будет говорить уже по итогам КЭФа. Было бы неверным, наверное, выделять отдельные направления. Мы являемся составляющей Сибирского федерального округа, и те экономические процессы, которые происходят на территории округа, конечно, касаются и Забайкальского края. В конце концов, от экономического роста, экономического потенциала зависит состояние социальной среды. Нам все это очень интересно, и мы будем активно участвовать в работе секций КЭФа.

– Можно ли говорить, что команда администрации края после прошедших выборов уже сформирована? Чем вы руководствовались при утверждении новой структуры администрации?

– Безусловно, на 95 % команда уже сформирована и приступила к работе. При утверждении структуры органов власти я руководствовался эффективностью и получением конкретных результатов, как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу. Именно потому сейчас, когда мы описали и рассмотрели стратегию социально-экономического развития Забайкальского края до 2030 года, начался второй этап – разработка конкретных задач, предполагающих конкретные результаты. На год и далее – на пятилетку. Исходя из того, какие люди пришли в команду, считаю, что с ними мы должны добиться заметных результатов в социально-экономическом развитии Забайкальского края.

– Каким образом руководство края будет выстраивать инвестиционную политику? Какие отрасли, стимулирующие рост экономики края, вы намерены развивать, и почему именно их?

– В настоящее время инвестиционная политика правительства Забайкальского края направлена на улучшение условий ведения бизнеса в крае. Внедряется стандарт деятельности органов власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, этот процесс планируется завершить до конца текущего года. Важно, чтобы отдельные элементы стандарта внедрялись и на уровне местных администраций. Это создаст дополнительные гарантии для потенциальных инвесторов и будет способствовать привлечению инвестиций в Забайкальский край.

Приоритеты инвестиционной стратегии, разработанной в рамках внедрения стандарта, объединены в две группы, исходя из двух основных принципов организации экономики региона: отраслевого и территориального.

Отраслевые приоритеты долгосрочного развития края традиционно связаны с развитием горнодобывающей отрасли – и вовлечения в оборот новых месторождений, и инновационного и технологического обновления. Один из них – создание горно-металлургического кластера, который будет интегрировать инвестиционные проекты юго-востока и севера Забайкальского края. В границах кластера планируется организовать мощное производство по глубокой переработке минерального сырья. Этот проект предусматривает консолидацию крупнейших горнорудных, энергетических, транспортных и других компаний, среди которых «Норильский никель», «Базовый элемент», «Казцинк», «Атомредметзолото», «Руссдрагмет», «СУЭК», ТГК-14, «Интер РАО ЕЭС», «РЖД», ОАО «Россети».
Сейчас уже активно начата проработка проектов. При этом кластер входит в зоны опережающего развития, определенные законом Забайкальского края. Предполагаем, что это положит начало хозяйственному освоению периферийных слаборазвитых территорий севера и востока края, развитию инфраструктурного, социально-демографического и экономического каркаса территории Забайкалья.

Особую роль в развитии края сыграет и планомерное проведение геологоразведочных работ.

В планах также – газификация Забайкальского края. Проект находится на стадии решения в Правительстве России и ОАО «Газпром». Его реализация позволит нам прежде всего обеспечить газом более 60 % населения и снизить тарифы на энергию. Это значительно снизит себестоимость выпускаемой в крае продукции и расходы на жизнеобеспечение человека, повысит конкурентоспособность экономики.

Учитывая, что основные инвестиционные проекты размещены в отдаленных, труднодоступных и энергетически дефицитных районах, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры – это безусловный приоритет для правительства региона. Проекты по развитию инфраструктуры целенаправленно предлагаются к софинансированию из средств федерального бюджета и частных инвесторов – при разработке федеральных и региональных государственных программ.

 

Люди смотрят карту

 

Всем известно, что завершено строительство третьего блока Харанорской ГРЭС, ведется строительство ЛЭП, обеспечивающих энергетическими мощностями юго-восток края, закончено строительство автомобильной дороги Чита – Хабаровск, ведется строительство новых и реконструкция действующих автомобильных дорог. Тем не менее в этом направлении есть над чем работать.
Планируется также создание транспортно-логистических центров. Проект опирается на значительное, но пока практически не используемое преимущество Забайкальского края – его приграничное положение с Азиатско-Тихоокеанским регионом. При этом по территории края проходят федеральные автодороги Чита – Хабаровск, Чита – Забайкальск, Транссибирская магистраль, южный ход Транссиба, есть международный аэропорт. Но из-за отсутствия логистических предложений основные транспортные потоки проходят мимо края. Уже в среднесрочной перспективе нами запланировано создание межрегиональных грузопассажирских мультимодальных комплексов в городе Чите, а также в поселке Забайкальск, который является одним из крупнейших автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска на границе с Китаем.

В Чите будут созданы современные склады временного таможенного хранения, проведена реконструкция аэропорта и создан грузовой комплекс.

Еще одним проектом, формирующим стратегию развития края, является создание туристско-рекреационного кластера. Забайкальский край обладает богатым потенциалом в этой сфере. Для комплексного туристического и рекреационного развития Забайкалья имеются все необходимые исторические и культурные предпосылки, природно-климатические условия и географическое положение. Кластер будет формироваться с туристическими центрами не только в краевом центре, но и прежде всего в районах края. Его специализацией станет культурно-развлекательный, событийный, медицинский, военно-патриотический, спортивный туризм. Проект объединит такие ресурсы, как национальный парк «Алханай» – центр буддийской культуры, Ивано-Арахлейские озера, находящиеся недалеко от краевого центра, создание этнического музея под открытым небом и другие.
Получат дальнейшее развитие лесопромышленный, строительный и агропромышленный комплексы.

Планируется создание межрегионального сельскохозяйственного и двух агроиндустриальных кластеров. Перспективность сельского хозяйства в крае обусловлена наличием обширных естественных пастбищ (их около 5 миллионов га), культивированием уникальных пород сельскохозяйственных животных. Отмечу, что по численности крупного рогатого скота, овец и табунного коневодства край занимает 3 место в Сибирско-Дальневосточном регионе и 12 место – в России. При этом ресурсные возможности по развитию мясного животноводства используются в крае не в полной мере.

Мы ставим себе цель вывести мясную продукцию Забайкалья на рынки Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона, занять на них доминирующие позиции. Кроме того, формирование кластеров позволит остановить отток молодежи из сельской местности и, что важно, привлечь в забайкальское село молодых квалифицированных специалистов.

– Как идет процесс выполнения майских указов президента в Забайкальском крае? Что вызывает сложности? Какие собственные наработки предпринимаете для их выполнения?

– В 2013 году была завершена организационная работа, выстроена система реализации указов. Органами исполнительной власти края утверждены основные стратегии, механизмы, планы-графики («дорожные карты») достижения долгосрочных целей и показателей, обозначенных в указах, а также сформирована значительная часть нормативной правовой базы.

Были определены следующие ключевые приоритеты по реализации указов президента на 2013 год: повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, ликвидация очередей в детские дошкольные учреждения, повышение доступности жилья, поддержка многодетных семей, развитие экономического потенциала и улучшение делового климата, развитие системы предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров.

На особом контроле региональных властей остается повышение заработной платы в бюджетной сфере. По итогам работы с федеральным правительством в 2013 году дополнительно удалось привлечь в бюджет Забайкальского края 3,6 млрд рублей, это существенная сумма. Основная часть дополнительных средств из федерального бюджета была направлена на повышение зарплаты работникам социальной сферы (2,8 млрд, или 79 %).

В целом Забайкальский край выполнил целевые установки майских указов по повышению заработной платы. Проводилась работа по оптимизации бюджетных расходов – мы реорганизовали неэффективные организации, занимались развитием приносящей доход деятельности.

В 2013 году, в соответствии с региональными «дорожными картами», в отраслях социальной сферы за счет мероприятий по оптимизации получено 344,9 млн рублей, или 101 % к планируемому объему.

Безусловно, для финансирования необходимых мероприятий в полном объеме Забайкальскому краю требуется поддержка со стороны федерального центра. При потребности на 2013 год в размере 16 млрд рублей финансирование (по предварительной оперативной информации) составило 6,4 млрд, в том числе за счет средств федерального бюджета – 3,8 млрд рублей. К сожалению, не удалось в полном объеме предусмотреть при формировании бюджета края на 2014 год средства на реализацию майских указов президента Российской Федерации. Такая ситуация сложилась по ряду причин.

Во-первых, недопоступление доходов в 2013 году повлияло на объем прогнозируемых поступлений на 2014 год. Во-вторых, снизились дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированность бюджета Забайкальского края по сравнению с уровнем 2013 года – на 1,8 млрд рублей. В-третьих, бюджет 2014 года принят с предельным объемом дефицита бюджета в 15 %. В-четвертых, в соответствии с федеральным законодательством значительно увеличены объемы по отдельным видам расходов, в том числе по здравоохранению и образованию.

На 2014 год потребность на реализацию майских указов Владимира Путина составляет 21,6 млрд рублей, в бюджете края при этом предусмотрено 3,2 млрд, в том числе за счет средств федерального бюджета – 1,3 мдрд рублей. В 2014 году в части заработной платы предусмотрен только уровень повышения 2013 года в сумме 2,3 млрд рублей. На поэтапное повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы на 2014 год дополнительная потребность составляет 4,4 млрд рублей.

В процессе исполнения бюджета 2014 года правительство Забайкальского края продолжит работу с федеральными министерствами по привлечению дополнительных источников на реализацию майских указов 2012 года – чтобы достигнуть установленных целевых показателей. Кроме того, для стимулирования дальнейшего роста доходов, оптимизации расходов и совершенствования долговой политики в 2014 году внесены изменения в программу повышения эффективности бюджетных расходов Забайкальского края.

Для реализации указа президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике» в 2013 году была принята Стратегия социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года. Этот документ задает вектор по всем направлениям долгосрочного развития Забайкальского края.

В работу по подготовке документа были вовлечены все краевые министерства и ведомства, депутатский корпус, региональная наука, экспертное сообщество и общественные объединения. Удачной новацией стало обсуждение стратегии на форумах и в сети Интернет, которое позволило включить в процесс разработки документа жителей края, занимающих активную жизненную позицию. Таким образом, удалось сделать публичный документ, о котором знает большое количество жителей региона, который будет учитываться властью, бизнесом, наукой, гражданским обществом в своей деятельности, даст возможность рядовым жителям реально оценить эффективность этой деятельности.

В стратегии содержится долгосрочный прогноз показателей социально-экономического развития, а также определен перечень индикаторов достижения заявленных целей, в который включены и показатели по реализации майских указов президента. Основной блок поручений президентского указа «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» направлен на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Одной из главных задач в этом направлении является обеспечение гражданам доступа к государственным и муниципальным услугам, прежде всего, через многофункциональные центры (МФЦ). Охват населения данными услугами к 2015 году должен составить не менее 90 %. На текущий момент доля граждан, имеющих доступ к услугам по принципу одного окна, в Забайкальском крае составляет 41,1 %. Учитывая, что мы тратим немалые деньги на открытие этих центров, необходимо более масштабное информирование забайкальцев о возможностях получения услуг по этому принципу.

До конца 2015 года во всех городах и муниципальных районах края предполагается создание многофункциональных центров, в том числе в 2013 году открыто три филиала МФЦ в муниципальных районах. В 2014 году работа по исполнению указов в крае будет продолжена. Ключевыми инструментами станут государственные целевые программы.

– В настоящее время большой упор делается на улучшение бизнес-среды – согласно пунктам «дорожных карт». Какие аспекты (положительные или отрицательные) проявились в прошлом году в процессе реализации «дорожных карт»?

– В прошлом году в Забайкалье мы работали по реализации «дорожных карт», направленных на улучшение предпринимательского климата в сфере строительства и повышения доступности энергетической инфраструктуры.

По состоянию на 1 января 2014 года в регионе из 45 городских поселений правила землепользования и застройки утверждены в 35. Сегодня для малого и среднего бизнеса с небольшой заявленной мощностью действуют все преференции по подключению к энергосетям, включая беспроцентную рассрочку при оплате услуг по подключению. Мы создаем площадку для обсуждения реализации национальных предпринимательских инициатив. Это будет коллегиальный орган с участием всех заинтересованных лиц, представителей бизнеса, естественных монополий, органов власти.

– Насколько может быть эффективным режим особого налогообложения на территории Восточной Сибири и Забайкалья? Как собираетесь воспользоваться предоставленными возможностями?

– Надеемся, что принятие федерального закона, направленного на стимулирование реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации, будет способствовать как привлечению в край новых крупных инвесторов, так и осуществлению модернизации действующих производств. Для реализации положений федерального законодательства в Забайкальском крае в декабре 2013 года принят закон, согласно которому организациям – участникам региональных инвестиционных проектов региона обнулена ставка налога на прибыль в части сумм налога, зачисляемого в бюджет Забайкальского края, на первые пять лет. В последующие пять лет снижена ставка налога на прибыль в два раза и установлены минимально возможные ставки налога на прибыль организаций.


Материал подготовлен при содействии управления пресс-службы и информации губернатора Забайкальского края, фотографии – пресс-служба губернатора Забайкальского края

sibirpro 2018 banner

 

Экологический рейтинг СФО
 

 

 Открыть презентацию

Один на один

Алексей Цыденов: Мы в лесу порядок наведем

Глава Республики Бурятии о нелегальном лесном бизнесе, людях и инвестпроектах.

Наталия Орлова: Собираемость налогов: хорошо для бюджета, плохо для роста

Ph.D., Главный экономист Центра макроэкономического анализа Альфа-Банка о ситуации в экономике.

Сергей Жвачкин: Завтра для Северска

Губернатор Томской области о развитии крупнейшего закрытого города в регионе и перспективах проекта «Прорыв».

Донской о мусоре, браконьерах и не только...

Руководитель минприроды РФ ответил на вопросы «РГ» и обозначил срок по выстраиванию системы раздельного сбора отходов в России.

Мурад Керимов: Год экологии сблизил власть, бизнес и граждан в сфере охраны природы

Замглавы минприроды РФ рассказал ТАСС о предварительных итогах года по основным направлениям работы.

Виджет для Яндекса

Обзор новостей Сибири

новости бизнеса, политики, экономики Сибири

добавить на Яндекс

Мнение эксперта

Николай Похиленко: «Настало время по максимуму использовать потенциал научных разработок»

«Индустриализация промышленности предполагает создание «точек роста» – импортозамещающих производств, экспорта реальных продуктов которые являются основами новых технологий», - уверен депутат Законодательного собрания Новосибирской области, директор Института геологии и минералогии Сибирского отделения РАН (СО РАН) Николай Похиленко.

Наибольшие шансы заинтересовать Microsoft у того региона, где запущена программа подготовки молодых кадров для инновационных отраслей

Екатерина Корбутова, директор макрорегиона Сибирь и Дальний Восток Microsoft в России, накануне открытия Красноярского экономического форума ответила на вопросы RESFO.ru

Владимир Рейнгардт: «Считаю Красноярский экономический форум эффективной площадкой для конструктивного общения»

Накануне открытия Красноярского экономического форума начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт ответил на вопросы RESFO.ru