Рекомендовано для лиц старше 16 лет
25.02.2014

Центром дискуссий в Красноярске станет экономическое развитие территорий

Накануне открытия 11-го Красноярского экономического форума полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский ответил на вопросы RESFO.ru.

p-0001 113454 

 

– Виктор Александрович, какой вопрос, по вашему мнению, станет центральным на Красноярском экономическом форуме?

– Думаю, что Красноярский форум по традиции будет иметь очень широкую повестку дня, будет много самых разнообразных дискуссий, так как КЭФ привлекает всегда большое количество участников. Столь представительное собрание затрагивает разные сферы жизнедеятельности.

Убежден, что центром дискуссий станет новый закон об особых налоговых режимах на территории Дальнего Востока и регионов Восточной Сибири. Весь год вместе с аппаратом полпреда и главами территорий мы работали над инструментами повышения инвестиционной привлекательности Сибири. В итоге было очень ценно услышать на ежегодном послании президента о поддержке наших инициатив – распространении особых налоговых режимов еще на две сибирских территории. Это очень важно, так как без изменений налогового законодательства невозможно освоить богатейшие месторождения золота, углеводородов, полиметаллов.
В последние годы утверждалось, что особый подход должен быть только к Дальневосточному региону. Но президент в своем послании впервые сделал акцент на том, что Сибирь также должна стать точкой роста для всей России. Мы к этому давно и настойчиво шли.

В настоящее время действие закона касается всех субъектов Дальневосточного округа, трех байкальских регионов Сибири – Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области. Также особые налоговые режимы будут распространены на Красноярский край и Хакасию. Предполагается, что в число этих регионов войдет и Тува. Возможности этих территорий колоссальные. В Туве расположены уникальные месторождения коксующегося угля. В Хакасии действует мощный энергетический комплекс и современное металлургическое производство. В Красноярском крае вообще есть все – и нефть, и уголь, и золото, и лес. Таким образом, на территории половины регионов СФО будет действовать особый экономический режим.

В остальных шести субъектах Федерации округа, где нет смысла таким образом стимулировать инвесторов, президент предложил предоставить регионам право создавать особые экономические зоны. То есть особый налоговый режим будет действовать не на всей территории субъекта Федерации, а на его части.

 

двойная

 

Налоговые режимы должны быть системными, стройными и долгосрочными. Информировать о них нужно заранее, так как инвестор не принимает серьезные решения в спешке, на это уходит иногда не один год. Объявить эти режимы нужно сейчас, перевести на льготное налогообложение необходимо даже уже действующие производства. Если 3–4 сибирских региона какое-то время будут платить меньше налогов, чем платят сейчас, то налоговая система страны этого не почувствует. Эти территории не занимают большой доли ни по населению, ни по деловой активности. Но в результате инвесторы получат правильный, долговременный четкий сигнал, что здесь можно и нужно развивать бизнес.

Практическая реализация закона требует формирования специального регионального законодательства, которое будет регулировать особые налоговые режимы. Предметом обсуждения являются критерии отнесения субъекта Федерации к зонам особого налогового режима. Закон уже действует, но требуется очень большая аналитическая и организационная работа, чтобы это сказалось на реальном повышении инвестиционной привлекательности территорий. Накоплен немалый опыт и есть системные результаты, которые позволяют масштабировать в регионах уже существующие практики.

Уверен, что эксперты в Красноярске будут предлагать дополнительные стимулы и льготы для повышения инвестиционной привлекательности восточных территорий. Жду очень активных, интересных дискуссий.

 

iIO1S-veMbQ

 

– Что необходимо сделать органам государственной власти помимо облегчения налогового бремени, чтобы заинтересовать инвесторов?

– Еще один блок задач для государственных органов – усиление инфраструктуры, строительство автодорог, модернизация Транссиба, портов, энергомощностей. Государство должно развивать инфраструктуру в Сибири более масштабно. В настоящее время начинает реализовываться программа развития Дальнего Востока и Прибайкальских территорий. Она как раз ориентирована в основном на развитие транспортной и энергетической инфраструктуры. В транспорт и энергетику будут вложены большие бюджетные средства.

 

потенуиал

 

Наконец, в условиях Сибири необходимо обеспечить опережающее развитие социальной инфраструктуры и рост качества жизни населения. Для Сибири (в силу расстояний и неразвитости инфраструктуры) это один из самых сложных вопросов. Лицо любой современной экономики прежде всего определяет ее кадровый потенциал. Нам недостаточно инвестиционной привлекательности. Надо повышать еще и социальную привлекательность региона. Иначе, проигрывая в качестве жизни, мы не сможем реализовать те конкурентные преимущества, которыми обладает СФО.

Сохранение населения в Сибири – это и цель развития, и обязательное условие развития. Для этого необходимо новое жилье, новые школы, детские сады, хорошая медицина, транспортная доступность. Наряду с налоговыми льготами для этих территорий должны быть сформированы специальные социальные преференции.

 

JSc2Rx-q8WA

 

Есть механизмы поддержки макрорегиона, которые не требуют дополнительных финансов. Например, мы сделали предложение Министерству науки и образования – повысить квоту бюджетных мест в лучших университетах Сибири за счет московских вузов. В Сибири должны быть хорошие университеты, с большим бюджетным приемом, чтобы у молодежи был стимул оставаться здесь, учиться и работать. Столичные университеты этого сокращения и не заметят. Зато сибирские высшие учебные заведения обретут новые стимулы, появится новая возможность сохранить человеческий капитал. Любые социальные программы в Сибири могли бы иметь такой приоритет.

– Что определило экономические тенденции в 2013 году в СФО?

– Экономика округа развивалась более высокими темпами, чем в среднем по России, но условия для сибирских территорий были сложнее, чем во многих других макрорегионах нашей страны – ведь у нас выше доля базовых отраслей, которые остро ощутили серьезный спад цен на мировых рынках. Это и черная металлургия, и производство алюминия, и добыча угля.

Во-первых, действуют долговременные системные причины, возникшие не сегодня и даже не вчера. В Сибири в целом не хватает инвестиций, активность бизнеса в этой сфере невысока для такого огромного региона, мало новых производств, современной инфраструктуры. Характерно, что доля государственных, бюджетных инвестиций в Сибири гораздо выше, чем в других регионах. Инвестиционное развитие осуществляется в значительной степени благодаря государственным вложениям.

Во-вторых, в последнее время несколько снизился инвестиционный потенциал крупного бизнеса, который традиционно работает в Сибири. В предыдущие годы крупные компании всегда были заметными, весомыми инвесторами. Очень серьезные средства вкладывали уже действующие предприятия – в обновление оборудования, модернизацию производства, расширение географии сбыта продукции. Но сегодня мировые цены упали. Традиционные «сибирские» товары, такие как уголь, лес, металлы, продаются намного дешевле. Поэтому крупные предприятия объективно сократили свои инвестпрограммы.

Более сложными оказались природные условия. И хотя урожай в сибирских регионах собрали выше, чем в прошлом, но дался он значительно тяжелее.

 

молоко

 

Так как в силу уже перечисленных факторов сократились прибыль и выручка предприятий, то регионы получили существенно меньше налогов на прибыль.

Поэтому точно можно сказать, что позитивные результаты в 2013 году давались гораздо большим трудом, чем раньше.
Но результаты есть, несмотря на все трудности. Заметен прогресс в социальной сфере. Сданы крупные запланированные объекты. В 10 сибирских регионах из 12 зафиксирован естественный прирост населения. В целом в Сибири за год возросло население, что нечасто бывало в последние годы. Везде существенно снизилась смертность. В четырех субъектах Федерации отмечено положительное сальдо миграции. Все эти факты говорят о том, что политика преумножения человеческого капитала в нашем регионе дает свои плоды, позволяет сохранить специалистов, высокий уровень образования. Очень приятно было узнать решение о проведении в Красноярске Всемирной универсиады, которая станет для Сибири не только важным спортивным, но и социальным событием.

– Виктор Александрович, для социального развития Сибири немаловажное значение имеет реализация президентских указов от 7 мая 2012 года. В ходе ваших поездок в регионы это одна из ключевых тем для обсуждений. Как исполняются указы президента в СФО?

– Задачи, сроки исполнения которых жестко привязаны к 2012 и 2013 годам, практически везде выполнены. В основном они касались повышения зарплаты в сфере общего образования, чтобы довести зарплату учителей до уровня средней по региону. С этой задачей регионы справились. Непросто, не без проблем, но справились.

Сейчас акцентируем внимание на решении важнейших политических и социальных задачах, которые требуют нетрадиционных подходов, новых управленческих идей.

Не совсем корректно говорить, что регионы много тратят на повышение зарплаты. Зарплата учителям уже в этом году выйдет на уровень средней зарплаты по региону. Средняя зарплата по экономике в следующие несколько лет, объективно говоря, будет расти очень медленно. В силу макроэкономических причин. Поэтому новых дополнительных серьезных расходов на поддержание достигнутой пропорции не потребуется.

Другая крупная сфера – здравоохранение. Там зарплате еще предстоит существенно подрасти. Цель – довести ежемесячную оплату труда врачей до двух средних зарплат по региону. У нас сейчас этот показатель составляет примерно 1,5. В бюджете эти затраты уже предусмотрены.

На самом деле президент поставил очень простые социальные задачи. Качество работы бюджетных сфер напрямую зависит от специалистов. Если оплата труда не будет конкурентоспособной, мы никогда не добьемся качественного образования и здравоохранения. Не секрет, что сейчас мало кто из лучших выпускников университетов идет работать в школы, из медицинских институтов – в больницы. Остается проблемой обеспечить молодую семью местом для ребенка в детском саду, расселить ветхое жилье. Поэтому, на мой взгляд, это одни из самых важных и приоритетных инвестиций в развитие региона.

Некоторые регионы действительно испытывают объективные трудности, связанные с выполнением этих задач. Тяжелее всего, как ни парадоксально, это дается сильным и экономически развитым территориям. Дело в том, что там в целом более высокий уровень средней зарплаты по региону. В Томской области, например, средняя зарплата по региону – 30 тысяч рублей. И томские учителя должны получать не меньше. Зарплата врача, соответственно, должна оставлять порядка 60 тысяч. В Новосибирской области, например, средний уровень зарплаты по региону – 22–25 тысяч, в Алтайском крае – менее 20 тыс. Следовательно, здесь выполнить показатель проще.

Президент в своих указах требует увеличить зарплату конкретному учителю, он вовсе не требует увеличить фонд оплаты труда в целом в сфере образования или здравоохранения. Надо оптимизировать другие затраты, искать резервы, но этого не происходит.
Причина разбалансированности бюджетов, роста внутреннего долга и закредитованности бюджетов не следствие указов президента. Это следствие совершенно другого процесса. Запаздывает перестройка всего бюджетного процесса. Мы очень долго жили в период быстрого роста доходов региональных бюджетов – по 15–20 % в год. Каждый год – с профицитом. Понятно, что такая эйфория накладывает отпечаток на планирование. Два года назад стало очевидно, что быстрого роста доходов больше не будет. Но регионы к этому оказались не готовы. Ни один регион не провел своевременно оптимизацию расходов. Никто не занялся проверкой эффективности бюджетных трат. Разбалансированность бюджетов произошла не сегодня и по другим причинам – из-за неэффективного распоряжения бюджетом.

Примеров неэффективного расходования бюджетных средств множество. Поэтому совершенно несправедливо пытаться списывать проблемы бюджетов регионов на исполнение ими социальных обязательств. Это не так.

sibirpro 2018 banner

 

Экологический рейтинг СФО
 

 

 Открыть презентацию

Один на один

Алексей Цыденов: Мы в лесу порядок наведем

Глава Республики Бурятии о нелегальном лесном бизнесе, людях и инвестпроектах.

Наталия Орлова: Собираемость налогов: хорошо для бюджета, плохо для роста

Ph.D., Главный экономист Центра макроэкономического анализа Альфа-Банка о ситуации в экономике.

Сергей Жвачкин: Завтра для Северска

Губернатор Томской области о развитии крупнейшего закрытого города в регионе и перспективах проекта «Прорыв».

Донской о мусоре, браконьерах и не только...

Руководитель минприроды РФ ответил на вопросы «РГ» и обозначил срок по выстраиванию системы раздельного сбора отходов в России.

Мурад Керимов: Год экологии сблизил власть, бизнес и граждан в сфере охраны природы

Замглавы минприроды РФ рассказал ТАСС о предварительных итогах года по основным направлениям работы.

Виджет для Яндекса

Обзор новостей Сибири

новости бизнеса, политики, экономики Сибири

добавить на Яндекс

Мнение эксперта

Николай Похиленко: «Настало время по максимуму использовать потенциал научных разработок»

«Индустриализация промышленности предполагает создание «точек роста» – импортозамещающих производств, экспорта реальных продуктов которые являются основами новых технологий», - уверен депутат Законодательного собрания Новосибирской области, директор Института геологии и минералогии Сибирского отделения РАН (СО РАН) Николай Похиленко.

Наибольшие шансы заинтересовать Microsoft у того региона, где запущена программа подготовки молодых кадров для инновационных отраслей

Екатерина Корбутова, директор макрорегиона Сибирь и Дальний Восток Microsoft в России, накануне открытия Красноярского экономического форума ответила на вопросы RESFO.ru

Владимир Рейнгардт: «Считаю Красноярский экономический форум эффективной площадкой для конструктивного общения»

Накануне открытия Красноярского экономического форума начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт ответил на вопросы RESFO.ru