Рекомендовано для лиц старше 16 лет
19.05.2014

Инвесторы ждут точного и эффективного сигнала

Накануне Петербургского экономического форума полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский рассказал RESFO.ru об особенностях инвестиционного процесса в восточных территориях страны и как последние решения федеральной власти о введении специальных налоговых режимов могут оживить инвестиционный климат в Сибири.

Толоконский РБК 

 

– Виктор Александрович, насколько актуальным сегодня для Сибири является тема привлечения инвестиций, создания эффективных механизмов взаимоотношений с инвесторами?

– Как правило, любая задача развития региона требует для своего решения инвестиционных вложений. Поэтому совершенно ответственно могу сказать, что все регионы Сибири заинтересованы в инвестициях. Более того, привлечение инвестиций выделено нами в качестве приоритетной задачи. Все сибирские регионы к настоящему времени приняли соответствующие законодательные акты на местном уровне – о государственной поддержке инвесторов, повышении доступности реализации инвестиционных проектов и т. д.

При этом ни один регион Сибири не может быть удовлетворен тем объемом и качеством инвестиционного процесса, который сложился в последние годы. Для такого региона, как Сибирь, имеющихся инвестиций, прямо скажем, мало.

Конечно, базовые факторы, влияющие на качество инвестиционного процесса, выходят за рамки инвестиционного климата, сформированного собственно в Сибири. На них мы повлиять не можем. Прежде всего, это фактор спроса на продукцию и услуги. Спрос внутри России ограничен. Это сдерживает инвестиции не только в Сибири, но и во всей стране. Плюс высокая цена финансовых ресурсов. Как правило, инвестиционный процесс требует привлечения заемных средств. Когда они обходятся от 10 % в год, а для малого бизнеса – и того выше, то уровень рентабельности не всегда перекрывает цену заемного ресурса. Если к этому добавить отсутствие залоговых фондов, особенно для начинающего и малого бизнеса, и высокую кредитную нагрузку для крупных компаний, то это объективно затрудняет развитие. В Сибири к тому же низкая плотность населения, недостаток транспортной и энергетической инфраструктуры. В силу этого многие территории возможного приложения инвестиций у нас остаются труднодоступными.

В то же время у Сибири как у макрорегиона есть ряд неоспоримых преимуществ. Такие природные богатства вряд ли можно найти в любом другом регионе России и мира. Тем более мировая экономика нуждается в росте добычи углеводородного сырья, воды, леса. В Сибири существует такой мощный и благоприятный фактор развития производства, как генерация дешевой электроэнергии ГЭС. Сегодня для немалого числа современных энергоемких производств требуется наличие дешевой электроэнергии. Как позитивный фактор мы рассматриваем также близость нашего региона к Китаю и бурно растущим рынкам Центральной и Юго-Восточной Азии.

Все что я сказал, характерно и типично для всех регионов Сибири. Но кроме объективных особенностей и преимуществ, можно выделить и субъективный фактор – активность конкретных субъектов Федерации в развитии инвестиционного процесса. Всегда в этой сфере одним из лидеров являлся Красноярский край, где реализуются очень крупные программы. Там по-прежнему выделяются три больших зоны инвестиционного развития: Красноярская агломерация вокруг краевого центра, Норильско-Таймырский район и Ангаро-Енисейская территория на востоке края, где строятся Богучанская ГЭС и алюминиевый комплекс, создаются лесоперерабатывающие предприятия.

Достаточно активно формируют на современных принципах новые инвестиционные программы руководители Иркутской области и Забайкальского края.

Очень активны в последнее время регионы, чей экономический потенциал требует скорейшего развития. Например, Алтайский край и Республика Алтай. Несмотря на то что большая доля сельской экономики здесь сдерживает развитие других направлений, они очень активны в выставочной и презентационной деятельности, проводят много внутренних мероприятий, используют возможности для развития туризма.

– Входит ли в число привлекательных для инвесторов территорий Новосибирская область?

– Новосибирск обладает максимальной привлекательностью из всех крупных городов Сибири. Здесь самая высокая концентрация населения в Сибири и очень выгодное географическое положение – в радиусе влияния Новосибирска проживает не менее 10 млн человек. Поэтому объективно большинство логистических, инфраструктурных компаний федерального и мирового уровней будут размещаться в Новосибирске. Но Новосибирск пока плохо использует ряд других возможностей повышения собственной инвестпривлекательности. Например, не решены вопросы по освоению площадок развития, выбранных для промышленно-логистических комплексов, для формирования инновационной экономики вокруг Академгородка, не решена задача строительства жилья для специалистов, что сдерживает развитие и приток кадров. Есть другие объективные проблемы, с которыми может столкнуться инвестор в Новосибирске. Это ограниченность сетевой инфраструктуры и энергомощностей, ограниченность доступа к земельным ресурсам. Пустырей в городе много, но они все зарезервированы в Генеральном плане, хотя для такого города держать неиспользуемую землю в резерве – слишком большая роскошь.

– На что в Новосибирске надо сделать упор сейчас?

– Базовыми точками роста здесь являются наука, образование, инновационная экономика. Плюс к этому – эксплуатация выгодного географического положения, выполнение транспортно-логистических функций. При решении организационных и управленческих вопросов инвестиционный поток в Новосибирск может существенно увеличиться.

– Госдума недавно приняла законопроект о льготном налогообложении на территории Красноярского края и Хакасии. Специальный налоговый режим уже установлен для участников региональных инвестиционных проектов, реализуемых на территориях Сибири в Забайкальском крае, Бурятии, Туве и Иркутской области. Насколько это важно для активизации инвестиционного процесса?

– Для нас очень важны принятые президентом России решения о возможности применения льготных налоговых режимов. Длительное время федеральные органы власти жестко отстаивали принципы единства налоговых подходов на всех территориях. Сейчас эта позиция пересмотрена. Считаю, это очень эффективное решение, так как если мы заинтересованы в развитии экономики Сибири, то нужны серьезные, долгосрочные стимулы для инвесторов.

Специальный налоговый режим допускает в течение 10 лет обнуление ставки налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет. Ставка налога на прибыль, поступающего в региональный бюджет, в первые пять лет реализации инвестпроекта не может превышать 10 % и по решению региональных органов власти может быть снижена вплоть до ее обнуления. В течение последующих пяти лет ставка налога на прибыль может устанавливаться регионами в размере не менее 10 %. Сейчас базовая ставка налога на прибыль организаций составляет 20 %, из которых 2 % зачисляется в федеральный бюджет, 18 % – в региональные бюджеты. Объем капитальных вложений организации со дня включения ее в реестр участников регионального инвестиционного проекта на территориях Красноярского края и Хакасии должен составлять не менее 50 млн рублей в течение трех лет либо 500 млн рублей в течение пяти лет.

Кроме того, при определении ставки НДПИ предусматривается применение понижающего коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого. В первые два года реализации проекта будет применяться нулевой коэффициент, а следовательно, и нулевая ставка НДПИ. В дальнейшем коэффициент будет меняться каждые два года.

Думаю, это будет важным сигналом для инвестиционных фондов, банков, компаний. Если последует точный и эффективный сигнал, то инвесторы могут уже до конца текущего года проявить себя, и инвестиционный процесс на территории Сибири окажется более масштабным, более качественным. Государственные программы серьезно усилят инфраструктуру в регионах, что также позитивно повлияет на инвестиционный процесс.

– Какие коррективы в связи с этим могут быть внесены в Стратегию развития Сибири?

– Стратегию развития Сибири действительно необходимо актуализировать. Подходы и принципы действующей Стратегии остаются рабочими, они себя не исчерпали, но этот документ принимался в 2010 году, а сейчас 2014-й. Многое изменилось, появились новые бюджетные и управленческие возможности. Приняты законы, о которых сказано выше. В ближайшее время появится механизм создания территорий опережающего развития (ТОР) и можно будет создавать особые экономические зоны. С учетом новых возможностей требуется конкретизация Стратегии, ее наполнение конкретными инвестиционными предложениями и программами.

Сегодня с участием органов власти, предпринимательской общественности, федеральных ведомств и госкомпаний сформирован реестр основных инвестиционных проектов и программ всех регионов Сибири. Такой документ позволит инвесторам четко понимать, что выгодно строить и создавать в регионах Сибири. Мы стараемся предлагать максимально эффективные программы, вложения в которые позволяют дать серьезный импульс частным инвесторам. Развитие экономики Сибири – задача частного инвестора. Функции государства в этом вопросе – прежде всего обеспечить базовые инфраструктурные условия для реализации этих проектов.

Из этого вытекает вторая причина актуализации Стратегии. Ей требуется дополнительное управленческое содержание. Дело в том, что на федеральном уровне все вопросы, которые касаются развития Дальнего Востока, координирует Министерство развития Дальнего Востока. Если говорить о регионах Сибири, то здесь ответственным ведомством в сегодняшних условиях может и должно стать Минрегионразвития России.

Нам необходимо договориться о совместных действиях по формированию политики ТОР – как их создавать в Сибири, как применять особые налоговые режимы, как усилить в регионах Сибири роль федерального бюджета через механизмы федеральных целевых программ. Для нас важно, чтобы эта работа не превратилась в бюрократическую деятельность в недрах Минрегионразвития. К ней необходимо привлечь сами регионы, экспертов, бизнес.

Поэтому 21 апреля в Министерстве регионального развития России мы специально обсудили эти вопросы и перспективы развития субъектов Байкальского региона. Минрегион в итоге согласился с нашими предложениями и взял на себя обязательства продвигать интересы трех сибирских субъектов – Иркутской области, Забайкальского края и Республики Бурятия, при формировании расходных полномочий федерального бюджета на 2015 год и ближайшую трехлетку. Кроме того, министр регионального развития пообещал отстаивать объекты и мероприятия на востоке Сибири и их включение в федеральные целевые программы. В ближайшее время будут подготовлены предложения – заявки по бюджетным расходам в федеральный бюджет.

– Могут ли преференции для новых субъектов Российской Федерации нанести удар по проектам в Сибири, которая нуждается в развитии не меньше Крыма? Ведь территории оказываются в заведомо неравных условиях…

– Было бы неправильно сказать, что это никак не повлияет на бюджет. Президент России назвал точную сумму первоначальных вложений в экономику Крыма и Севастополя. В то же время эти расходы совершенно точно не влияют на принятые бюджетные программы в регионах. Даже при полном соблюдении всех бюджетных правил в нашей стране есть все необходимые средства, которые совершенно спокойно компенсируют дополнительные расходы. Инфраструктурным программам, рассчитанным на Сибирь, ничего не угрожает.

Сейчас сложно говорить о запуске новых программ – пока бюджет не адаптируется к новым политическим реалиям. Но думаю, что в ближайшие месяцы будет решена и эта задача.

Что касается преференций, то регионы объективно имеют разные возможности для развития. В новых субъектах Федерации нужно обеспечить скорейший подъем экономики и выравнивание уровня жизни. В этом и заключается искусство региональной политики – создать такую систему преференций и льгот, чтобы действия частных инвесторов позволяли обеспечивать ускоренное развитие отдельных регионов. Если жестко стоять на позициях унифицированных налоговых режимов и стандартов, то у нас никогда не произойдет опережающего развития ни Дальнего Востока, ни Сибири, ни других территорий.

– Как в целом складывается экономическая ситуация в Сибири в начале 2014 года?

– Предполагаем, что год будет тяжелым. В целом в экономике продолжают доминировать тенденции прошлого года. Регионы Сибири объективно больше пострадали от изменений мировой конъюнктуры. Именно здесь сосредоточены отрасли, которые сильно зависят от мировых цен: производители угля, алюминия, никеля, меди. Тем не менее темпы роста экономики в Сибири остаются в среднем выше, чем в России. Причем даже в тех отраслях, где мировая конъюнктура остается еще очень тяжелой. С одной стороны, это означает, что минимальная рентабельность производства присутствует даже при существующих ценах. С другой стороны – сибирские компании заинтересованы в долговременных связях и контрактах, особенно экспортных, и не хотят их терять даже при низких ценах.

Вместе с тем рост экономики сейчас значительно меньше того, к которому привыкли в последние годы. Мы исчерпываем возможности мобилизационного сценария, который был характерен для последних 10–12 лет. Сегодня требуется новое качество экономического роста.

Что касается поступлений в бюджеты регионов, то в 2014 году они повсеместно подросли по сравнению с первым кварталом прошлого года. Мы ожидали рост в 1–2 %, в действительности он оказался больше. Хотя более точно анализировать состояние бюджета можно будет только по итогам 4–5 месяцев.

– То есть ситуация в экономике позволит выполнить все социальные обязательства?

– В этом у меня сомнений нет. Во-первых, для выполнения социальных обязательств сформирована вся необходимая нормативная база, приняты бюджеты регионов, которые предусматривают полное исполнение обязательств. Во-вторых, в 2013 году были решены более сложные и емкие задачи, в частности по росту зарплат в бюджетной сфере. Ориентиром для бюджетной сферы является средняя зарплата в регионе. Многим территориям в прошлом году пришлось вложить большие ресурсы, чтобы достигнуть поставленных целевых показателей. Нынешнее состояние экономики говорит о сохранении стабильных доходов и уровня зарплат в производительной сфере, средняя зарплата в регионах сохранится примерно на нынешнем уровне. Следовательно, в бюджетной сфере не придется ориентироваться на значительный, инфляционный рост расходов.

sibirpro 2018 banner

 

Экологический рейтинг СФО
 

 

 Открыть презентацию

Один на один

Алексей Цыденов: Мы в лесу порядок наведем

Глава Республики Бурятии о нелегальном лесном бизнесе, людях и инвестпроектах.

Наталия Орлова: Собираемость налогов: хорошо для бюджета, плохо для роста

Ph.D., Главный экономист Центра макроэкономического анализа Альфа-Банка о ситуации в экономике.

Сергей Жвачкин: Завтра для Северска

Губернатор Томской области о развитии крупнейшего закрытого города в регионе и перспективах проекта «Прорыв».

Донской о мусоре, браконьерах и не только...

Руководитель минприроды РФ ответил на вопросы «РГ» и обозначил срок по выстраиванию системы раздельного сбора отходов в России.

Мурад Керимов: Год экологии сблизил власть, бизнес и граждан в сфере охраны природы

Замглавы минприроды РФ рассказал ТАСС о предварительных итогах года по основным направлениям работы.

Виджет для Яндекса

Обзор новостей Сибири

новости бизнеса, политики, экономики Сибири

добавить на Яндекс

Мнение эксперта

Николай Похиленко: «Настало время по максимуму использовать потенциал научных разработок»

«Индустриализация промышленности предполагает создание «точек роста» – импортозамещающих производств, экспорта реальных продуктов которые являются основами новых технологий», - уверен депутат Законодательного собрания Новосибирской области, директор Института геологии и минералогии Сибирского отделения РАН (СО РАН) Николай Похиленко.

Наибольшие шансы заинтересовать Microsoft у того региона, где запущена программа подготовки молодых кадров для инновационных отраслей

Екатерина Корбутова, директор макрорегиона Сибирь и Дальний Восток Microsoft в России, накануне открытия Красноярского экономического форума ответила на вопросы RESFO.ru

Владимир Рейнгардт: «Считаю Красноярский экономический форум эффективной площадкой для конструктивного общения»

Накануне открытия Красноярского экономического форума начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт ответил на вопросы RESFO.ru