kef banner 2018
Рекомендовано для лиц старше 16 лет
17.06.2015

Инвестиции в Сибирь: коррекция курса

«Сибирь и Дальний Восток – это наш колоссальный потенциал, об этом еще Ломоносов говорил. И сейчас мы должны это все реализовать. Это возможность занять достойное место в Азиатско-Тихоокеанском регионе, самом энергично, динамично развивающемся регионе мира».

 

Из послания президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию.


Base 01


Славное прошлое


Примерно до второй половины XIX века огромные пространства Сибири, как и всей азиатской части России, осваивались главным образом за счет энтузиазма и предприимчивости первых русских переселенцев, которые обосновывались вокруг первых русских острогов – островков российской государственности в глухом и вольном краю. Они занимались главным образом охотой, сельским хозяйством, осваивали рудные богатства.


Но к середине XIX века определяющую роль в судьбе Сибири берет на себя государство, которое впервые не на словах, а на деле проявило свою заинтересованность в закреплении статуса евразийской страны. Судьбоносным для Сибири и России в целом стало решение о строительстве Великого сибирского рельсового пути (ныне больше известного как Транссибирская железнодорожная магистраль, Транссиб). Эта железная дорога, соединяющая Москву и Санкт-Петербург с Владивостоком и Находкой, до сих пор является самой длинной в мире – 9298,2 км. Ее пропускная способность – 100 млн тонн грузов в год.


«За 300 лет владения нашего Сибирью в ней набралось всего 4,5 миллиона русского населения, а за одно трехлетие 1907–1909 гг. прибыло более 1,5 миллиона. Сибирь растет сказочно: в безводных степях, которые два года тому назад признавались негодными для заселения, в несколько последних месяцев выросли не только поселки, но почти города…»

П. А. Столыпин


В советское время роль государства только усилилась.


Интеграция Азиатской России в общегосударственное экономическое пространство позволила добиться впечатляющих результатов в создании новых промышленных центров и освоении новых территорий на карте. За 70 лет советской власти аграрная Сибирь превратилась в крупнейший энергетический и индустриальный центр страны, один из главных ее «кормильцев». В 1990 году здесь производилось 74% российской нефти, 90% газа (правда, тогда еще в состав Сибири входили главные нефте- и газодобытчики – Тюменская область вместе с входящими в ее состав Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским АО). В 1995 году доля Сибири в суммарном ВВП страны составляла 22,7% при численности населения 16,3% от общероссийского уровня. Причем даже без учета вклада Тюменской области среднедушевой ВРП современного Сибирского федерального округа на 9% превышал среднероссийский показатель.


Но после 1995 года макроэкономические показатели положения Сибири на фоне российской экономики стали быстро ухудшаться. К 2000 году доля СФО в суммарном российском ВРП упала с 15,3 до 11,9%. Но причиной этого стало вовсе не «сибирское бремя», как утверждают американские экономисты Ф. Хилл и К. Гэдди. Их одноименная книга вызвала большой резонанс в России в середине 2000-х. В ней авторы попытались обосновать (местами – довольно убедительно) всю пагубность попыток освоения труднодоступных северных и сибирских территорий, которые якобы оказались не по зубам российской экономике и самым фатальным образом подорвали ее благополучие.


Российские экономисты главной причиной экономических «проблем» Сибири в новейшее время называют процесс создания крупных корпораций со столичной «пропиской», радикально изменивший систему ценообразования и распределения доходов. Из-за этого реальный вклад сибирских территорий в российскую экономику остается сильно недооцененным. Хотя, конечно, климатические и инфраструктурные ограничения накладывают свой отпечаток на бизнес в Сибири, но они далеко не так фатальны, как кажется иностранным специалистам.


Гораздо больше проблем у сибирских предприятий возникает из-за транспортной удаленности от основных отечественных портов – 3–4 тыс. км и более. «Ни в каких других индустриальных регионах и странах мира не приходится иметь дело с такими сверхдальними перевозками по суше», – говорит заведующий лабораторией института географии СО РАН, доктор географических наук Леонид Безруков. По его данным, доля транспортных издержек в конечной стоимости отдельных видов продукции Сибири может достигать 50–70% и выше, что значительно снижает рентабельность работы большинства отраслей индустрии, особенно в районах, удаленных от основных железнодорожных магистралей.


Но все же для объективной оценки необходимо учитывать весь комплекс внешних факторов, влияющих на экономику.


Base 02


Для ряда отраслей (например, алюминиевой, целлюлозно-бумажной промышленности) высокие транспортные издержки частично компенсируются близостью к источникам сырья и относительно невысокими ценами на электроэнергию, другие выходят из положения, концентрируя взаимосвязанные производства на относительно компактной территории. «По нашим подсчетам, в 40-километровых полосах вдоль железнодорожных линий располагается сейчас свыше 90% городского населения Сибири, – рассказывает Леонид Безруков. – Концентрация хозяйства и населения на магистралях дает огромные экономические преимущества, так как перевозки по ним иногда в десятки раз дешевле, чем по остальной сети». В целом более 90% валового регионального продукта Сибири производится на площади, занимающей менее 10% территории сибирских регионов.


Все эти факторы определяют и складывающуюся в новейшее время специфику сибирской экономики. С одной стороны – новый виток развития ресурсодобывающих отраслей и первичной переработки, в том числе в новых районах освоения, при определяющем участии государства или государственных компаний. В Сибири и на Дальнем Востоке сконцентрирована основная масса проектов государственно-частного партнерства России и проектов комплексного развития территорий. С другой – при активной поддержке регионов идет развитие предприятий, обслуживающих местные рынки и рынки прилегающих стран (Средней Азии и Дальнего Востока). Это в первую очередь строительная индустрия, отрасли АПК и транспорт/логистика.


В обрабатывающих отраслях, ориентированных на общероссийские или глобальные рынки, заметна отчетливая тенденция поглощения наиболее успешных и перспективных региональных производств крупными федеральными или международными холдингами. Лишь отдельным региональным предприятиям пока еще удается сохранить свою самостоятельность, но многие из них уже сегодня испытывают проблемы с дальнейшей модернизацией, ставшей особенно актуальной в связи с вступлением в ВТО, и рассматривают возможность привлечения для этих целей сторонних инвесторов.


Деятельное настоящее и светлое будущее


С поправкой на новые экономические условия государство и госкорпорации инициировали целый ряд проектов, которым, возможно, суждено изменить облик Сибири.


Пожалуй, наиболее масштабным из уже реализуемых государственных проектов является проект по развитию Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса.


Сегодня основной акцент нефтедобычи смещается из Западной Сибири на Восток. Здесь открыты достаточно крупные нефтегазовые месторождения: в Иркутской области – Ковыктинское (газ и конденсат), Верхнечонское и Дулисминское (нефть, газ и конденсат); в Красноярском крае – Ванкорское (нефть и газ), Юрубчено-Тохомское (нефть) и Собинское (газ), в Якутии – Талаканское (нефть), Среднеботуобинское (нефть и газ), Средневилюйское, Среднетюнгское и Чаяндинское (газ).


Прогнозные ресурсы нефти в Восточной Сибири на конец 2012 года оценивались в объеме 16–17 млрд тонн (извлекаемые – 1,6–1,9 млрд тонн). Первые Восточносибирские месторождения начали разрабатываться в 2008–2009 годах, и уже в прошлом году внесли заметный вклад в объемы российской нефтедобычи, особенно заметный на фоне постепенного снижения добычи на севере Западной Сибири (так, в Ханты-Мансийском АО за последние четыре года объемы добычи сократились на 17 млн тонн – до 258 млн тонн и прогнозируется их дальнейший спад).


«Эпоха крупных месторождений и советского наследства подошла к концу. В нефтяной отрасли она, можно сказать, уже закончилась, в газовой закончится в ближайшие 10–15 лет (поскольку крупные газовые проекты начали развиваться позднее). Если в начале 1980-х годов средний размер запасов на одно нефтяное месторождение был около 60–70 млн тонн, то сейчас этот показатель для западносибирских месторождений составляет 200–300 тыс. тонн».

В.А. Крюков, член-корр. РАН, главный редактор Всероссийского экономического журнала «ЭКО».


Так, в 2014 году Ванкорское месторождение (Красноярский край) обеспечило добычу нефти на уровне 25 млн тонн в год. Постепенно выходит на пиковый уровень Верхнечонское месторождение (Иркутская область).


На другом крупнейшем месторождении Восточной Сибири – Юрубчено-Тохомском – еще продолжаются геологоразведочные работы, наращиваются доказанные запасы ресурсов. На данный момент суммарные запасы и ресурсы Юрубчено-Тохомского нефтегазового блока оцениваются в 800–1200 млн тонн нефти и свыше 2 трлн кубометров газа, владелец лицензии – «Роснефть» – вместе с «Транснефтью» прорабатывает вопрос строительства нефтепровода до ВСТО стоимостью 63 млрд рублей и пропускной способностью до 20 млн тонн нефти в год (пока что добыча нефти на месторождении не превышает 50 тыс. тонн в год).


Конечно, восточные месторождения мельче тюменских, имеют более сложную геологию и расположены в труднодоступных и малообжитых регионах. Но государство здесь вполне четко определилось со своими приоритетами, взяв под крыло весьма капиталоемкие проекты по разведке, добыче и транспортировке энергетических ресурсов.


Так, одним из главных стимулов для ускоренного развития добычи на восточных месторождениях стал запуск в 2012 году нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Нефтепровод обеспечивает доставку сибирской нефти в специализированный порт Козьмино (Приморский край) и на проектируемый здесь же нефтеперерабатывающий завод. В феврале 2013 года из порта Козьмино в Южную Корею отправилась «юбилейная» 50-миллионная тонна нефти.


Значение нового трубопровода трудно переоценить. Во-первых, он дает возможность разделить для экспорта высококачественную сибирскую нефть и более тяжелое башкирское и поволжское сырье (раньше нефть со всех месторождений смешивалась в одной трубе, и на рынок мы поставляли товар усредненного качества – марки Urals, с соответствующей поправкой в цене). По отзывам экспертов, по качественным характеристикам (плотности и содержанию примесей) нефть ВСТО превосходит и российскую Urals, и эталонную прежде для стран АТР ближневосточную Dubai. А это значит, что Россия вправе рассчитывать на выигрыш в цене и в престиже на мировом рынке как владелец новой эталонной марки. По сообщению профильных аналитических изданий, некоторые производители нефти Ближнего Востока уже сегодня смотрят на цену ВСТО, когда рассчитывают цену поставок своей нефти в регионы Средней Азии.


Во-вторых, действующий нефтепровод стал мощным стимулом для массового освоения месторождений нефти на прилегающих к нему территориях. По данным Минэнерго, в период с 2005 по 2008 год в районе Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) было открыто 14 новых месторождений нефти и газа, выявлены новые перспективные районы нефтегазонакопления. К десяткам небольших месторождений, расположенных по соседству с базовыми, проявляют интерес небольшие недропользователи (например, Иркутская нефтяная компания), которые надеются вписаться со своими проектами в строящуюся инфраструктуру.


Большая мощность трубопровода и масштабные планы по экспорту нефти дали повод некоторым экспертам упрекнуть российские власти в нежелании отказаться от «сырьевой зависимости». Однако, согласно Генеральной схеме развития нефтяной отрасли до 2020 года, уже к 2030 году экспортные поставки сырой нефти должны снизиться с нынешних 239,9 млн тонн (по итогам 2012 года) до 224,7 млн тонн (при стабилизации добычи на уровне 505 млн тонн). Зато заметно увеличится объем переработки. Целевой индикатор на 2020 год – глубокая (не менее 85%) переработка 230 млн тонн нефти.


Для минимизации рисков снижения экспортной конъюнктуры часть нефти из ВСТО тоже планируется перерабатывать в России – на уже действующих и проектируемых заводах. Первым – в 2015–2016 году – доступ к нефти ВСТО получит Хабаровский НПЗ (входит в нефтяную компанию Alliance Oil), который первым начал внедрение технологий, снижающих содержание примесей, и профинансировал инфраструктуру доставки сырья на завод. Затем на очереди Комсомольский НПЗ (принадлежит «Роснефти»), который сейчас находится в процессе модернизации. На первых порах он будет подвозить нефть по железной дороге, затем, по договоренности с «Транснефтью», будет построена 300-километровая ветка нефтепровода до магистральной трубы – на принципах софинансирования, по маршруту отвода уже идут проектно-изыскательские работы.


Кроме того, «Роснефть» планирует к 2016–2017 году построить недалеко от конечной точки ВСТО – в Находке – современный нефтехимический комплекс мощностью порядка 3,5 тонны нефти и 1,5 тонны газового конденсата по сырью. Предполагается, что новый завод будет перерабатывать сырье с Комсомольского и Ачинского НПЗ, а также Ангарской НХК, специализируясь на выпуске полиэтилена, полипропилена и других продуктов нефтехимии. В рамках проекта планируется построить специализированный морской терминал для отгрузки готовой продукции на экспорт. Весь проект, по данным на сентябрь 2011 года, оценивался в 10 млрд долларов.


Нижнее Приангарье и Забайкалье: новый виток освоения


Не менее известный проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» является одним из примеров современного комплексного подхода к освоению новой территории. По масштабу воздействия его иногда сравнивают с освоением БАМа. И действительно, проект должен перевернуть жизнь пяти малоосвоенных районов Красноярского края, расположенных в нижнем течении реки Ангары и среднего участка Енисея.


Здесь еще в советские времена открыты крупные месторождения золота, серебра, угля, нефти, газа, исландского шпата, бокситов, свинца, меди, железных руд, магнезитов, марганца, талька, сурьмы, ниобия, кобальта, цинка. Однако до сих пор экономическое развитие региона сдерживало практическое отсутствие транспортной инфраструктуры и дефицит электроэнергии.


Проект «Комплексное освоение Нижнего Приангарья», который, по сути, включает в себя целый комплекс сложных разноотраслевых проектов, призван снять инфраструктурные ограничения для развития региона. В его рамках предполагается завершение строительства Богучанской ГЭС мощностью 3000 МВт с водохранилищем и энергопередающими мощностями, строительство Богучанского алюминиевого завода производительностью 600 тыс. тонн первичного алюминия в год, создание лесопромышленного комплекса. Сюда же входит ряд инфраструктурных проектов: строительство железнодорожной линии Карабула – Ярки, моста через реку Ангару (сдан в сентябре 2011 года), реконструкция и строительство автодороги Канск – Абан – Богучаны – Кодинск.


Основные соинвесторы проекта: ГК «Внешэкономбанк», ОК «Русский алюминий», ОАО «РусГидро». Порядка 41,2 млрд рублей выделено из Инвестиционного фонда Российской Федерации. Кстати, освоение Нижнего Приангарья – это первый проект, поддержанный фондом. К сожалению, уже сейчас понятно, что ему не суждено стать самым эффективным. Что ж, тем полезнее проанализировать допущенные просчеты, чтобы не повторить их в будущем.


Base 03


Изначально общий объем инвестиций оценивался в 274,4 млрд рублей, сроки реализации проекта – с 2006 по 2015 годы. Но финансово-экономический кризис и стратегические ошибки при разработке проекта внесли вынужденные коррективы, которые, к сожалению, усугубились из-за ведомственной разобщенности и конфликта интересов участников. В результате срок реализации проекта оказался сдвинут, по оценке экологической организации «Плотина», в среднем на 3 года, что, безусловно, скажется на его стоимости (пока уточненных цифр не называет никто).


Самым «дисциплинированным» инвестором оказалась государственная «РусГидро». Первый агрегат Богучанской ГЭС был запущен почти по графику – в октябре 2012 года, правда, из-за спешки – с серьезными нарушениями экологических требований к очистке ложа водохранилища, что может грозить осложнениями в будущем.


А вот частные инвесторы, очевидно, допустили серьезные просчеты при планировании. Так, по данным правительства Красноярского края, на 1 августа 2012 года готовность первого пускового комплекса Богучанского алюминиевого завода (инвестор – компания «Русал») составляла всего 30%. Проект Богучанского ЛПК в ходе реализации «ужался» лишь до строительства лесопильного завода. От строительства целлюлозно-бумажного комбината было решено отказаться «из-за серьезных дефектов, допущенных при проектировании». На данный момент инвестором проекта – ЗАО «Краслесинвест» – инициирована независимая оценка состояния арендуемых лесных участков, предоставленных предприятию для обеспечения сырьем производственных мощностей комплекса, и не исключено, что по его итогам базовые параметры ЛПК будут изменены.


Так, по мере строительства отдельных крупных объектов организаторы как-то упустили из виду необходимость комплексного подхода к развитию территории, не подкрепив бизнес-проекты общими экологическими, социальными и экономическими программами, направленными на развитие малого и среднего бизнеса региона, сельского хозяйства, здравоохранения и образования, ЖКХ.


«За время реализации проекта в районных центрах Нижнего Приангарья не построено ни одного нового спорткомплекса, кинотеатра, не реконструированы районные аэропорты, не везде работает связь, – обращает внимание А. Ю. Колпаков (Красноярская региональная общественная экологическая организация «ПЛОТИНА»). – Очевидным стал просчет разработчиков инвестиционного проекта по его кадровому обеспечению. Проектом не предусмотрено опережающего развития системы профессионального обучения местных жителей по востребованным специальностям. В результате… для них перспектива работы на новом заводе остается под вопросом, поскольку для руководства БоАЗ встала проблема обеспечения занятостью своих рабочих с закрывающихся заводов Урала».


Многих из этих проблем, уверяют эксперты, можно было бы избежать, если бы все реализуемые мероприятия увязались не в рамках инвестпроекта, а в единой целевой программе.


Тот факт, что проект комплексного развития Забайкалья оформлен именно в виде государственной программы, позволяет надеяться, что в ходе его реализации удастся избежать ряда ошибок и найти оптимальный баланс интересов всех сторон, включая соблюдение экологических требований.


Начнем с того, что госпрограмма «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» (утверждена в марте 2013 года) включает две ФЦП и 12 подпрограмм, охватывающих максимально широкий спектр отраслей и направлений развития, включая мероприятия 7 комплексных региональных программ. Из территорий СФО в программу вошли Иркутская область, Забайкальский край, республики Тыва и Бурятия.


Программа должна сформировать условия для ускоренного развития восточных территорий России путем диверсификации экономики и повышения доли высокотехнологичных производств. В ее рамках планируется реализация пяти масштабных системообразующих проектов по снятию инфраструктурных ограничений, прежде всего в транспортном комплексе и энергетике.


Первый проект – это реконструкция и повышение пропускной способности БАМа и Транссиба, что позволит разблокировать освоение почти всех сырьевых проектов в макрорегионе. В рамках проекта предполагается обеспечить пропуск грузопотоков к 2015 году до 38 млн тонн и к 2020 году – до 54 млн тонн в год (на данный момент – 16 млн тонн). При этом разработчики программы признают, что из-за растущих объемов перевозок к 2020 году сохранится дефицит пропускной способности – на протяжении 4,3 тыс. км. Общий объем финансирования для реализации этого проекта составит в 2013–2017 годах 980 млрд рублей, из которых 260 млрд рублей – прямое бюджетное финансирование.


«Никогда серьезный инвестор, серьезный промышленник не будет вкладывать деньги, если не знает, как будет вывозиться груз. Сегодня мы создаем ограничения для будущего. Чтобы инфраструктура развивалась, нужны два основных участника процесса – РЖД и государство».

Владимир Рашевский, генеральный директор ОАО «СУЭК»


Второй проект – это развитие региональной авиации с целью улучшения транспортной доступности Дальнего Востока и повышения мобильности населения. В рамках проекта необходимо провести реконструкцию двух крупных аэропортов в Улан-Удэ и Петропавловске-Камчатском, а также модернизировать 61 аэропорт на территории Якутии, Бурятии, Камчатского края, Чукотского автономного округа, Амурской и Иркутской областей, Хабаровского, Приморского и Забайкальского краев. На эти цели из федерального бюджета планируется направить суммарно 101 млрд рублей.


Третий проект – развитие сети автомобильных дорог. Цель – повысить доступность портовой инфраструктуры, а также обеспечить связанность населенных пунктов Дальнего Востока с федеральной сетью автомобильных дорог. В рамках проекта будут реконструированы автомобильные дороги Владивосток – Находка, Хабаровск – Владивосток, Братск – Мирный, подъезды от населенных пунктов Амурской области и Забайкальского края к автодороге Чита – Хабаровск. Общая потребность финансирования этих проектов за счет средств федерального бюджета составит порядка 60 млрд рублей.


Четвертый проект – это развитие портовой инфраструктуры и активизация внутрирегиональных и международных морских перевозок. В рамках проекта планируется реконструкция объектов федеральной собственности в портах Магадан и Певек, строительство нового специализированного порта на тихоокеанском побережье для обслуживания малых и средних угледобывающих предприятий. В целях развития промышленно-транспортного узла Ванино – Советская Гавань в Хабаровском крае создана портовая особая экономическая зона. Общий объем финансирования мероприятий проекта из федерального бюджета оценивается примерно в 25 млрд рублей.


Пятый проект – энергетический – имеет целью удешевление стоимости электроэнергии, создание мощностей для энергообеспечения крупных инвестиционных проектов в регионе и в целом транспортной и социальной инфраструктуры. Прежде всего речь идет об объектах ТЭЦ в городе Советская Гавань, Сахалинской ГРЭС-2, Якутской ГРЭС-2, Благовещенской ТЭЦ. Для строительства ОАО «РусГидро» получит из федерального бюджета 50 млрд рублей. В свою очередь ОАО «ФСК» направит на развитие сетевого хозяйства (10 объектов) порядка 58 млрд рублей.


Всего же для финансирования указанных пяти проектов из федерального бюджета в период 2013–2017 годов потребуется 526 млрд рублей или чуть более 100 млрд рублей ежегодно. Из этих средств в бюджете 2013 года уже предусмотрены 47 млрд рублей – на завершение объектов действующей ФЦП по развитию Дальнего Востока и Забайкалья.


Base 04


Сибирь – будущий центр мирового туризма


Одно из интересных направлений, также масштабно поддерживаемых государством на территории СФО, – развитие туризма. В этом смысле наличие большого числа «нетронутых цивилизацией» (читай: свободных от промышленного освоения) уголков природы сыграло на руку Сибири. Из семи особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа, созданных в России в 2007 году, четыре расположены в СФО. Это «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае, «Алтайская долина» в Республике Алтай, «Ворота Байкала» в Иркутской области и «Байкальская гавань» в Республике Бурятия.


Разумеется, для привлечения сюда туристов придется создать комфортные условия. Государство взяло на себя инфраструктуру ОЭЗ, в которые инвестируются средства федерального бюджета. Плановый объем бюджетных инвестиций в 4 сибирских ОЭЗ составляет порядка 50,9 млрд рублей за весь период, на конец 2012 года профинансировано 6,9 млрд рублей. Остальное – за резидентами. Им предоставляются налоговые каникулы на срок от 5 до 10 лет по налогам на имущество, на землю, транспортному налогу; установлены льготные ставки (от 13,5% до 15,5%) по налогу на прибыль; предоставляется бесплатное подключение к объектам инфраструктуры.


В ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» частные инвестиции пошли раньше других. К лету 2009 года, через 2 года после создания ОЭЗ, здесь уже было зарегистрировано 17 резидентов с общим объемом заявленных инвестиций более 9 млрд рублей, разработан проект планировки, на бюджетные средства начато строительство инфраструктуры. В 2011 году завершено строительство подъездной автодороги от Чуйского тракта, с мостом через реку Катунь.


Расположенная выше по течению Катуни ОЭЗ «Алтайская долина» – по площади самая маленькая из туристических зон (всего 857 га). Ее изюминкой должно стать искусственное озеро площадью 51 га с тремя полуостровами, на которых возводятся рестораны, гостиницы, спортивные сооружения. В январе 2013 года завершилось заполнение озера до плановых 5 м глубины, и уже ближайшим летом здесь готовятся принять первых на Горном Алтае «пляжных туристов». Летом прошлого года здесь уже начали строить ресторан и гостиничный комплекс, хотя внутриплощадочная инфраструктура еще не завершена до конца.


В ноябре 2011 года поблизости от двух алтайских ОЭЗ – в Горно-Алтайске – открыт реконструированный аэропорт.


Освоение двух прибайкальских ОЭЗ началось позднее, чем на Алтае. Но из-за пристального внимания к региону в рамках программы «Комплексное развитие Байкальского региона» темпы, вероятнее всего, удастся наверстать уже в обозримом будущем. В ОЭЗ «Байкальская гавань» федеральные инвестиции пришли только в 2010 году. На эти средства построена часть инфраструктуры (водопровод и канализация, интернет, очистные сооружения и др.). Заключены соглашения с девятью компаниями-резидентами, с общим заявленным объемом инвестиций на уровне 36 млрд рублей. Но пока только небольшая часть объектов дошли до этапа начала строительства. На ОЭЗ «Ворота Байкала» первое государственное финансирование ожидается летом 2013 года.


Крупнейшие проекты частного бизнеса


Хотя роль государства и государственных инвестиций в социально-экономическом развитии Сибири сегодня является определяющей, в округе есть целый ряд отраслей специализации, где государство выполняет скорее организующую и регулирующую роль, а окончательное решение о конкретных направлениях и объемах инвестиций остается за бизнесом.


Увы, приходится признать, что интересы последнего далеко не всегда совпадают с интересами государства и общества.


Угледобывающая промышленность: экспортно-сырьевая модель развития


В Сибирском федеральном округе добывается 83% российского угля. Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс, Кемеровская область) официально признан крупнейшим угольным месторождением в мире. Совокупная оценка запасов угольного потенциала его месторождений составляет 733 млрд тонн. Сегодня здесь добывается 56% российского каменного угля и до 80% коксующегося угля. К 2025 году, согласно стратегии развития, Кузбасс будет добывать 270 млн тонн, из них 120 млн тонн – на экспорт.


Канско-Ачинский бассейн (Красноярский край) обладает наиболее значительными запасами энергетического бурого угля. По оценке 1979 года, общие запасы составляют 638 млрд тонн, из них пригодно для отработки открытым способом 142,9 млрд тонн. В пределах бассейна известно около 30 угольных месторождений и семи угленосных площадей. Здесь расположены крупнейшие в России угольные разрезы «Бородинский» и «Березовский».


Разведанные запасы Иркутского угольного бассейна составляют 7,5 млрд тонн, а предварительно оцененные – 9 млрд тонн, в том числе каменного угля, соответственно, 5,2 и 8,5, бурого – 2,3 и 0,5 млрд тонн.


В будущем крупнейшим угольным бассейном России может стать Тунгусский угольный бассейн, который занимает большую часть Восточной Сибири площадью свыше 1 млн км?.


К сожалению, констатируют эксперты, в угольной отрасли сегодня доминирует экспортно-сырьевая модель развития, ориентированная на текущие (в лучшем случае краткосрочные) прибыли. Как отмечает к. ф. н. Ольга Урбан (КемГУ), «несмотря на постоянный рост инвестиционной активности отрасли, большая часть приобретаемых технологий (75%) используется на стадии добычи углей, обеспечивая высокоскоростную проходку и очистку; глубокая переработка угля так и не стала актуальной бизнес-идеей для собственников». Сдерживающими факторами, по мнению эксперта, являются неопределенность спроса на продукцию переработки и большие сроки окупаемости проектов, что в нынешних условиях практически ставит крест на возможности привлечения под них финансовых ресурсов.


Перспективы развития угольной отрасли здесь связывают в первую очередь с интеграцией угольного производства и энергетики, что позволит создать на базе шахт современные энергетические объекты, как минимум покрывающие потребности угледобычи в электроэнергии, а в перспективе – обеспечивающие энергией прилегающие районы. Правда, пока существуют лишь единичные подобные проекты, поскольку, как правило, угольные и энергетические активы принадлежат разным собственникам.


Наибольших успехов добиваются там, где государству и региональным властям удается примирить интересы различных бизнес-структур и обеспечить комплексный сбалансированный подход к развитию территории.


Перспективное направление развития угольного бизнеса, по мнению многих экспертов, – это добыча и переработка угольного метана, общие ресурсы которого в России оцениваются в 78 трлн кубометров.


В России в 2001 году ОАО «Газпром» по поручению президента России и при поддержке администрации Кемеровской области начало реализацию проекта добычи метана из угольных пластов (проект «Метан Кузбасса»).

 

«В России создается новая, высокотехнологичная отрасль – метаноугольная, и мы превращаем метан из врага шахтеров в полноценный бизнес, которым можно эффективно распорядиться в условиях растущего спроса на энергоресурсы во всем мире».

Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области.


«В рамках этого проекта учеными ОАО «Газпром промгаз» была впервые в России разработана технология добычи угольного метана, – рассказывает заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН, доктор экономических наук, академик Алексей Мастепанов. – На весь технологический цикл – от разведки угольного метана до его использования – получен 31 патент международного и российского образца. Подготовлены методические и нормативные документы в области разведки и разработки метаноугольных месторождений. Методические рекомендации по подсчету запасов метана угольных пластов утверждены ГКЗ Минприроды России и получили статус национального стандарта.


В 2005 году на восточном участке Талдинского месторождения создан научный полигон по отработке технологии добычи метана из угольных пластов. На полигоне апробированы технологии строительства и освоения скважин, проведены приемочные испытания опытных образцов оборудования. В 2009 году на Талдинской площади пробурены 7 скважин и 29 января 2010 года первый метаноугольный промысел в России введен в эксплуатацию. В соответствии с бизнес-планом проекта планируется построить более 1650 скважин и вывести к 2020 году уровень добычи метана до 4 млрд куб. м/год». По оценкам экспертов, общая стоимость проекта составит 80 млрд рублей.


Запасы угольного метана в регионе оцениваются в 13 трлн кубометров. При благоприятной ситуации в сфере налогообложения и высоких ценах на газ к 2020 году Кузбасс способен выйти на добычу 20 млрд кубометров угольного метана, которые можно будет реализовать в соседних сибирских регионах.

 


«Теоретически Россия способна производить до 140–170 млрд м3 угольного метана в год. Однако в связи с удаленностью ресурсной базы от основных центров потребления в европейской части России их освоение будет иметь хотя и важное, но локальное значение в южной Сибири и, возможно, на Дальнем Востоке».

Алексей Мастепанов, заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН, доктор экономических наук, академик.


Металлургия: как барин пожелает


Развитие и перспективы другой опорной отрасли СФО – металлургии – также определяются главным образом политикой частного бизнеса.


На долю Сибири и Дальнего Востока приходится примерно пятая часть производимых в России чугуна и готового проката и 15% стали, хотя именно здесь расположен 21% общероссийских запасов железной руды (Горная Шория, Хакасия, Ангаро-Илимский бассейн). Современное производство представлено объединенным Западно-Сибирским металлургическими комбинатом (входит в ГК «Евраз-групп»), передельные заводы есть в Новосибирске, Красноярске, Гурьевске (Кемеровская область), Петровске-Забайкальском, Комсомольске-на-Амуре.


На основе эффективных сырьевых и топливных ресурсов возможно в перспективе создание новых металлургических центров в Тайшете (Иркутская область), Барнауле (Алтайский край), в Южной Якутии.


Горно-металлургический комплекс Сибири является крупнейшим в России. В стоимостном выражении здесь производится около половины всей продукции цветной металлургии страны. В СФО расположены основные производственные активы крупнейших в отрасли компаний – ГМК «Норильский никель», «Русал», «Полюс Золото». В дальнейшем по мере инфраструктурного обеспечения новых месторождений в Забайкалье значение сибирского горно-металлургического комплекса будет только возрастать.


Очевидно, для успешного развития горно-рудного комплекса государству необходимо позаботиться о формировании внутреннего спроса на его продукцию и развитии предприятий более высокого передела и конечного потребления – машино- и приборостроения.


Для справки


Доля СФО в запасах основных минерально-сырьевых ресурсов составляет:


• 85% – по свинцу и платине;


• 80% – по углю и молибдену;


• 71% – по никелю;


• 69% – по меди;


• 44% – по серебру;


• 40% – по золоту.


На территории СФО на государственном балансе числится 144 месторождения, из них нефтяных – 89, нефтегазовых – 43. К перспективным по нефти районам СФО относятся территории Томской, Омской и Новосибирской областей, к нефтегазоперспективным – Иркутской области и Красноярского края.


По территории Сибирского федерального округа проходят магистральные нефтепроводы: «Нижневартовск – Анжеро-Судженск – Красноярск»; «Туймазы – Омск – Новосибирск – Ангарск»; «Восточная Сибирь – Тихий океан».


Переработка нефтяного сырья в СФО осуществляется на 3 НПЗ и 14 мини-НПЗ суммарной мощностью по первичной переработке 38,7 млн т в год.


Извлекаемые запасы газа в СФО составляют 5065,5 млрд куб. м (7,4% российских запасов), из них 93,6% находится в распределенном фонде недр. На территории СФО на государственном балансе числится 12 газовых месторождений, крупнейшими из которых являются: Ковыктинское (с запасами категории А+В+С1 – 1406,4 млрд куб. м и С2 – 572,0 млрд куб. м), расположено на территории Иркутской области; Ангаро-Ленское (с запасами категории А+В+С1 – 1,5 млрд куб. м и С2 – 1220,1 млрд куб. м), расположено на территории Иркутской области; Юрубчено-Тохомское (с запасами категории А+В+С1 – 144,1 млрд куб. м и С2 – 434,1 млрд куб. м), расположено на территории Красноярского края. К крупным месторождениям относятся Куюмбинское и Собинское на территории Красноярского края.


В СФО сосредоточено 79,4% российских запасов угля (категории А+В+С1), или 152,7 млрд тонн. Запасы каменного угля достигают 67,6 млрд т (35,2% российских), в том числе коксующихся – 30,9 млрд т (16,1%). На территории СФО сосредоточено 80% разведанных запасов коксующихся углей в России. Запасы бурых углей составляют 84,1 млрд т (43,7% российских).


На территории округа действует 123 угледобывающих предприятия (технических единиц), в том числе 56 шахт и 67 разрезов.

sibirpro 2018 banner

 

Экологический рейтинг СФО
 

 

 Открыть презентацию

Один на один

Наталия Орлова: Собираемость налогов: хорошо для бюджета, плохо для роста

Ph.D., Главный экономист Центра макроэкономического анализа Альфа-Банка о ситуации в экономике.

Сергей Жвачкин: Завтра для Северска

Губернатор Томской области о развитии крупнейшего закрытого города в регионе и перспективах проекта «Прорыв».

Донской о мусоре, браконьерах и не только...

Руководитель минприроды РФ ответил на вопросы «РГ» и обозначил срок по выстраиванию системы раздельного сбора отходов в России.

Мурад Керимов: Год экологии сблизил власть, бизнес и граждан в сфере охраны природы

Замглавы минприроды РФ рассказал ТАСС о предварительных итогах года по основным направлениям работы.

Наилучшие доступные технологии: шаг в будущее

Опытом опережающего внедрения наилучших доступных технологий на предприятии поделился на форуме «СибЭкоПром-2017» начальник отдела охраны окружающей среды АО «Сибирский Антрацит» Артем Бурцев.

Виджет для Яндекса

Обзор новостей Сибири

новости бизнеса, политики, экономики Сибири

добавить на Яндекс

Мнение эксперта

Николай Похиленко: «Настало время по максимуму использовать потенциал научных разработок»

«Индустриализация промышленности предполагает создание «точек роста» – импортозамещающих производств, экспорта реальных продуктов которые являются основами новых технологий», - уверен депутат Законодательного собрания Новосибирской области, директор Института геологии и минералогии Сибирского отделения РАН (СО РАН) Николай Похиленко.

Наибольшие шансы заинтересовать Microsoft у того региона, где запущена программа подготовки молодых кадров для инновационных отраслей

Екатерина Корбутова, директор макрорегиона Сибирь и Дальний Восток Microsoft в России, накануне открытия Красноярского экономического форума ответила на вопросы RESFO.ru

Владимир Рейнгардт: «Считаю Красноярский экономический форум эффективной площадкой для конструктивного общения»

Накануне открытия Красноярского экономического форума начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт ответил на вопросы RESFO.ru