Рекомендовано для лиц старше 16 лет
19.11.2017

Иван Валентик: Лесное хозяйство - отрасль консервативная

Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководитель Федерального агентства лесного хозяйства о действующем ЛК РФ.

 

Valentik 19112017


Безусловно, я бы хотел начать со слов благодарности за внимание к вопросам лесного законодательства, не только лесного законодательства, но и в целом вопросы сбережения и преумножения лесного богатства нашей страны, постольку поскольку, безусловно, Лесной кодекс - это безусловно основополагающий документ, который заложил основные принципы, основные подходы к формированию основ неистощительного рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации.


И безусловно, сегодня по прошествии уже 10 лет с момента принятия Лесного кодекса, который безусловно на момент принятия являлся таким очень дискуссионным документом, и те сложности и дебаты, которые были связаны с его принятием, и последующая имплементация, особенно в первые годы, они, собственно говоря, еще до конца не исчезли, они продолжаются и сегодня, несмотря на то, что на протяжении 10 лет в Лесной кодекс около 40 раз уже вносились поправки, причем это были не технические поправки, как это иногда бывает, это были поправки, когда кодекс наполнялся новыми главами, новыми содержательными группами статей, которые более системно и уже на законодательном уровне определяли подходы к регулированию основных направлений развития лесного хозяйства.


Поэтому, безусловно, сегодня я бы начал с тезиса о том, что, конечно же, кодекс 2007 года по состоянию на 2007 год и кодекс 2007 года по состоянию на ноябрь 2017 года - это принципиально разные документы. Принципиально разные документы, с точки зрения глубины и качества нормативно-правового регулирования лесных отношений.


Ну, безусловно, когда мы говорим о документах уровня кодекса, ну безусловно, нужно понимать, что к кодексу как к законодательному акту предъявляются особые требования, это не обычный федеральный закон, это действительно системообразующий акт, который вбирает в себя основные нормы, регулирующие вопросы отрасли, кодекс, безусловно, должен быть рассчитан на многолетнее использование и применение, и наверное, ничего нет более худшего для кодекса, чем его регулярная ревизия, концептуальное обновление и вообще принятие нового кодекса, потому что новые правила игры для отрасли в любом случае это очень большое потрясение, и безусловно, потрясением, наверное, в 2007 году стал и новый Лесной кодекс, который кардинально поменял правила игры, многие из присутствующих здесь работали еще при кодексе 1997 года, безусловно, работали еще в системе лесхозов.


Значит, новый кодекс все-таки концептуально ввел новую модель, сохранив право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда, система управления в лесном хозяйстве была кардинально изменена.


Основные полномочия в сфере лесных отношений, они были переданы на региональный уровень, вопросы нормативно-правового регулирования были сохранены за федеральными органами исполнительной власти, наряду с вопросами по контролю и надзору в сфере лесных отношений.


Поэтому, с моей точки зрения, возможно со мной можно будет поспорить, я надеюсь, что сегодня состоится содержательная дискуссия, когда мы говорим о новом кодексе, безусловно, нужно, наверное, искать вопросы, основополагающие вопросы, связанные с тем, как кодекс эти вопросы должен регулировать. Ну такие развилки, да, я считаю, они, в общем-то, для нас достаточно очевидны, да?


Вот справедливо ли сохранение права федеральной собственности на земли лесного фонда? Или мы сегодня уже готовы к тому, чтобы допустить передачу лесов в частные руки? Это вопросы, безусловно, кодекса, и возможно даже более содержательной дискуссии, чем обычные вопросы, или более широкой общественной дискуссии, чем вопрос, связанный с принятием даже такого законодательного акта, как кодекс.


Справедливая ли сегодня система распределения полномочий? Да. Насколько сбалансированы полномочия между уровнями государственной и муниципальной власти? Насколько эффективны и сегодня реализуются эти полномочия? Насколько привлекателен лесной сектор для инвесторов? А ведь действительно основная идея кодекса 2007 года заключалась в том, чтобы внедрить именно рыночные механизмы в лесное хозяйство.


Все прекрасно знаете, что лесное хозяйство - отрасль консервативная, она, в общем-то, в неизменном виде и практически в неизменной структуре существовала в Российской Федерации и в том числе, равно как и в Германии, и во Франции, в скандинавских странах, более-менее в неизменном виде с XIX века. Поэтому, безусловно, новые подходы, новые принципы, ликвидация лесхозов, как тех единиц основных, которые совмещали в себе управленческие и хозяйственные функции, и контрольно-надзорные функции, а именно лесхозы многим авторам кодекса 2007 года виделись, как такой главный административный барьер, который, в общем-то, создаёт неконкурентные непрозрачные условия в лесном секторе на фоне того, что мы уже двигались активно по пути внедрения рыночных механизмов.


И, безусловно, конечно же, вот отказ от системы лесхозов, исключительный категоричный отказ от этой системы, наверное, он в более явном виде и не сработал. Поэтому в 2014 году, вы знаете, 27-й федеральный закон, он вернул механизм госзадания в систему лесного хозяйства, государственные учреждения были вновь наделены правом выполнения всего комплекса лесохозяйственных работ в лесной сфере. При этом, безусловно, сегодняшнее законодательство, прежде всего и о защите конкуренции исходит из того, что хозяйственные, управленческие и контрольно-надзорные функции должны быть разделены. Поэтому, безусловно, сегодня в рамках Лесного кодекса надо решать вопросы, связанные всё-таки, с моей точки зрения, и с оптимизацией контрольно-надзорных функций.


Сегодня, особенно после принятия 27-го федерального закона, о котором я упомянул, вопросы управления контроля и надзора оказались фактически в одном органе государственной власти - в субъекте Российской Федерации. Безусловно, формально на бумаге многие эти вопросы разделены, но в одной конторе лесничества могут находиться три подразделения, три подразделения, которые подведомственны нам органы государственной власти совершенно разными задачами. Одно подразделение выполняет госзадание, второе подразделение работает, как автономное учреждение, третье подразделение у нас занимается выполнением контрольно-надзорных функций и приёмкой работ. То есть, принцип "рука руку моет", я думаю, вам прекрасно известен.


Никого не хочу ни в чём обвинить. Существует структуры органов исполнительной власти субъектов, которые разделили эти полномочия между различными ведомствами, они эффективно работают, мы о них знаем, но этот вопрос сегодня законодательно до конца не урегулирован.


Я считаю, что вопрос именно распределения полномочий с точки зрения баланса контрольно-надзорных функций, он является сегодня системным для лесного законодательства. Пока этот вопрос пока ещё до конца не нашёл своего разрешения.


Безусловно, мы сегодня в рамках лесного законодательства говорим о многих вопросах, связанных и с охраной лесов от пожаров, и с защитой лесов от вредных организмов. Достаточно ли сегодня регулирование этих блоков? Наверное, сегодня я скажу, что с точки зрения блока охраны лесов от пожаров, особенно после принятия 218-го закона в прошлом году или блока защиты лесов после принятия 455-го закона, который ввёл механизм двух ключей общественного контроля за назначением санитарных рубок, я бы, видимо, озвучил тезис о том, что я считаю, что на сегодня регулирование вопросов охраны защиты лесов является достаточным.


Пока ещё до конца не урегулированы вопросы, связанные с использованием лесов, вы знаете о том, что мы сегодня совместно продолжаем работу с комитетом по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Госдумы РФ продолжаем работу над законопроектом о лесных конкурсах.


Я считаю, что он должен стать одним из таких вот финальных документов в пакете законов, которые были направлены на создание нормального инвестиционного климата в лесной сфере.


Я рассчитываю, что мы с комитетом и с поправками, которые будут подготовлены ко второму чтению, эти вопросы отрегулируем.


Ещё очень важная тема, она в последнее время набирает всё больший оборот, это хорошо, что в нашем обществе это происходит, это тема повышения открытости отрасли.


Безусловно, там, где есть келейность, там, где всё происходит в задней комнате, там, где люди не знают о том, то, что происходит, всегда происходят не очень хорошие вещи. То же самое, к сожалению, характерно и для нашей отрасли.


Сегодня пока ещё в субъектах не хватает открытости информации о лесных ресурсах. Люди не знают о том, что происходит, не знают о том, что происходит инвесторы, и сегодня это приводит к прямым потерям бюджетной системы Российской Федерации, с одной стороны, и к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, с другой.


Поэтому, безусловно, многие поправки направлены на создание прозрачных условий доведения информации до неограниченного круга лиц, прозрачных условий проведения торгов, создания эффективных механизмов контроля, в том числе общественного контроля, за теми процессами, которые происходят.


Поэтому я уверен, что нам ещё предстоит достаточно большая, содержательная работа по наполнению Лесного кодекса Российской Федерации, но на сегодняшний момент я бы всё-таки вернулся к своему тезису о том, что сегодня Лесной кодекс 2017 года – это документ, который в основном системно регулирует все вопросы в сфере лесных отношений. Есть ещё отдельные изъяны, которые нужно поправлять, но я уверен, что мы совместно все эти вопросы решим.


Из выступления на Парламентских слушаниях по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям на тему: "10 лет Лесному кодексу Российской Федерации: итоги, проблемы, перспективы".


Фото: открытые источники.

Актуально

Аман Тулеев заявил протест

Глава Кузбасса категорически против выдачи новых лицензий на добычу угля.

Абрамович заинтересовался контейнерными перевозками

Бизнесмен прикупил актив в Омске.

Путин: Мы договаривались с правительством о субсидировании железнодорожных перевозок

Для поддержки производителей зерна нужны госзакупочные интервенции.

Путин: На Байкале нужно ввести на какой-то период мораторий на вылов омуля

С 1 октября введен запрет на промышленный и любительский лов омуля на Байкале.

«ЭКОТЕХ» подвел итоги Года экологии

Промкомпании в рамках соглашений завершили 107 мероприятий по модернизации производства.

Экспортный потенциал регионов Сибири обсудили на окружном совещании

Округ готов для внедрения Регионального экспортного стандарта.

Инвестиционный барометр

«Байкальскую гавань» достроят

Глава Бурятии планирует реализовать грандиозный проект.

В Шерегеше реализуют пересадочный пункт

Проект планируют внедрить до 2021 года.

Экс-губернатор Красноярского края займется инвестклиматом Новосибирска

Виктор Толоконский принял предложение мэра столицы Сибири.

banner sibecoprom 2017 resfo new

banner pmef 2016 blue

 

Экологический рейтинг СФО
 

 

 Открыть презентацию

Один на один

Мурад Керимов: Год экологии сблизил власть, бизнес и граждан в сфере охраны природы

Замглавы минприроды РФ рассказал ТАСС о предварительных итогах года по основным направлениям работы.

Наилучшие доступные технологии: шаг в будущее

Опытом опережающего внедрения наилучших доступных технологий на предприятии поделился на форуме «СибЭкоПром-2017» начальник отдела охраны окружающей среды АО «Сибирский Антрацит» Артем Бурцев.

Иван Валентик: Лесное хозяйство - отрасль консервативная

Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководитель Федерального агентства лесного хозяйства о действующем ЛК РФ.

Алексей Конторович: В России - огромное количество небольших месторождений нефти, для их разработки нужен малый нефтяной бизнес

Руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Алексей Конторович рассказал в интервью «Интерфакс-Урал» ситуацию по малым нефтяным месторождениям.

Виджет для Яндекса

Обзор новостей Сибири

новости бизнеса, политики, экономики Сибири

добавить на Яндекс

Мнение эксперта

Николай Похиленко: «Настало время по максимуму использовать потенциал научных разработок»

«Индустриализация промышленности предполагает создание «точек роста» – импортозамещающих производств, экспорта реальных продуктов которые являются основами новых технологий», - уверен депутат Законодательного собрания Новосибирской области, директор Института геологии и минералогии Сибирского отделения РАН (СО РАН) Николай Похиленко.

Наибольшие шансы заинтересовать Microsoft у того региона, где запущена программа подготовки молодых кадров для инновационных отраслей

Екатерина Корбутова, директор макрорегиона Сибирь и Дальний Восток Microsoft в России, накануне открытия Красноярского экономического форума ответила на вопросы RESFO.ru

Владимир Рейнгардт: «Считаю Красноярский экономический форум эффективной площадкой для конструктивного общения»

Накануне открытия Красноярского экономического форума начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт ответил на вопросы RESFO.ru